Техническая оптимизация сайта, подробное руководство, чек-лист

техническая оптимизация сайта

Техническая оптимизация сайта – отвечает за быструю загрузку, настройку индексирования страниц и корректное отображение сайта на разных устройствах.

Основная цель – проверить свой интернет-ресурс на соответствие техническим требованиям поисковых алгоритмов и устранение ошибок.

Поисковым системам Яндекс или Google важно, чтобы пользователь по нужному ему запросу быстро получил информацию. Если ваш сайт медленно грузится, не открывается или постоянно работает со сбоями его рейтинг автоматически снижается.

Техническая оптимизация является одним из важным этапом в SEO-оптимизации сайта. Это комплекс работ для улучшения работоспособности и взаимодействия интернет-ресурса с поисковыми системами.  Улучшить или исправить ошибки, а также внести технические изменения могут только специалисты, обладающие соответствующими знаниями и опытом.

Вы не продвинете свой сайт, если он технически не оптимизирован. При неквалифицированном вмешательстве можно нанести вред сайту.

book

Статью написал для всеобщего понимания технической оптимизации, рекомендую к прочтению, даже если вы не являетесь специалистом, чтобы быть немного подкованным.

Выбор хостинга и аптайм сайта

хостинг и аптайм сайта

Одна из технических проблем, которая может глобально повлиять на продвижение сайта – это выбор хостинга.

При выборе хостинга, есть такое понятие как аптайм сервера и сайта – это время непрерывной работы.

Нестабильный аптайм серверной части можно наблюдать на недорогих и дешевых хостингах. В основном на таких хостингах используется устаревшее и изношенное оборудование, где происходят постоянные неполадки в оборудовании, перегрузки и перегревы системы, регулярные перебои в электроэнергии и т.д.

chart

Что же касается продвижения — аптайм сайта сильно влияет на индексацию, факторы ранжирования, поведенческие и позиции сайта в поисковой выдаче. 

Пренебрегать этим не стоит, так как при нестабильном аптайме продвижение сайта будет достаточно проблематичным.

Техническое состояние сайта, также может повлиять на аптайм, которое в большей степени связано с ошибками в коде сайта. Либо какое-нибудь стороннее расширение в виде установленного плагина может нестабильно работать или выдавать нагрузку на серверную часть, что легко приведет сайт к даунтайму.

Еще одна причина, которая может спровоцировать нестабильный аптайм – это резкое увеличение трафика после запуска рекламы. Если перейдет много посетителей с рекламы сайт просто может «лечь».

внимание

Важно! За аптаймом сайта нужно постоянно следить, иначе будут негативные последствия. Рекомендую подключить свой сайт к сервису мониторинга доступности сайта. 

В сети можно найти и подобрать для себя сервис, который будет круглосуточно мониторить ваш сайт. Один из сервисов по мониторингу сайтов, где есть бесплатный тариф — https://montastic.com/pricing_page Единственное, что на бесплатном тарифе мониторинг происходит с задержкой в 30 минут. Найти можно и получше – это я взял для примера.

Местонахождение сервера, где физически расположен ваш сайт, может повлиять не только на скорость загрузки сайта, но и на общее ранжирование сайта с ГЕО привязкой.

Например, вы выбрали недорогой американский сервер, но ваши локальные услуги сосредоточены на определенных городах допустим: Минск, Гомель, Брест и Витебск. Время отклика открытия страниц для жителей этих городов будет длиннее, чем для посетителей из Америки. Если вы продаете товар или услуги по всему миру, то местонахождение сервера роли не играет.

Техническая оптимизация сайта

техническая оптимизация сайта

Скорость загрузки сайта может отразится на поведенческие факторы ранжирования.

внимание

Если вы наблюдаете на своем сайте низкую скорость открытия страниц – это значит, что сайт технически не оптимизирован.

Проверить скорость своего сайта можно с помощью сервиса – PageSpeed от Google.

На что нужно обратить внимание, чтобы поднять скорость загрузки сайта

Оптимизация всех изображений, рекомендуемый формат — WebP от Google.

— Если на сайте много изображений рекомендую использовать технологию LazyLoad (ленивой загрузки). Эта технология связана с отложенной загрузкой изображений, которые будут подгружаться постепенно при скроллинге страницы пользователем.

Избыточный и не оптимизированный код приводит к двум проблемам. Первая проблема повлияет на скорость загрузки. Вторая проблема повлияет на ранжирование сайта в поисковой выдаче, так как поисковые боты плохо считывают информацию с сайта, где есть мусорный код.

— Если на вашем сайте установлена CMS система ее необходимо оптимизировать на скорость загрузки. В первую очередь нужно уменьшить количество запросов к MySQL, ответы на которые могут замедлять отображение страницы. Для этого необходимо проверить установленные расширения в виде модулей и плагинов, которые могут нести дополнительную нагрузку. Чем больше на сайте расширений, тем тяжелее становиться сайт и больше запросов к MySQL – это существенно повлияет на скорость загрузки.

— Чтобы увеличить скорость используем кэширование страниц сайта. Это можно сделать как на сервере, так и при помощи дополнительных расширений в виде плагинов.

— Оптимизация веб-шрифтов, CSS/JS-файлов поможет снизить вес страницы.

— Используем Gzip-сжатие данных, которое позволяет сократить размеры файлов со стороны сервера и увеличить скорость загрузки.

Юзабилити сайта – один из важных технических факторов

юзабилити сайта

Юзабилити сайта относится к техническим факторам и определяет степень удобства пользования интернет-ресурсом для пользователей. Юзабилити стоит учитывать на всех стадиях разработки сайта.

Это в свою очередь навигация и логическая структура сайта, позволяющая быстро находить информацию в два клика.

Также к юзабилити можно отнести визуальную часть ресурса, удобство восприятия контента на сайте, размер шрифтов для слабовидящих. Дополнительная навигация в виде кнопок, вкладок и блоков внимания позволит посетителю быстрее найти информацию.

Для интернет-магазинов, чем меньше пользователь нажмет кнопок и совершит действий, тем больше вероятность, что он не уйдет в другой магазин. К примеру, регистрация или заполнение данных для покупки товара. Важно, чтобы пользователь был информирован на каком этапе он находится от заказа до оплаты, чтобы он не переживал, что все правильно сделал и не потерял свои деньги.

Если в интернет-магазине товаров много для удобства рекомендую использовать фильтры, которые быстро отсортируют по определенным критериям выбора и условиям поиска пользователей.

Чтобы повысить юзабилити сайта, необходимо провести тестирование. Для сбора данных можно использовать фокус-группу абсолютно разных людей по полу и возрасту.

На какие данные стоит обратить внимание:

  1. На сколько быстро ориентируются пользователи на вашем сайте.
  2. Как пользователи по навигации быстро найдут определенную информацию.
  3. На сколько эффективны действия пользователей, при поиске информации.
  4. Сколько пользователи совершили действий, чтобы удовлетворить запрос.
  5. Ответ пользователя на вопрос: — «на сколько ему была полезна информация на сайте по критериям запроса?».
  6. Общее восприятие, ответы пользователей на вопрос: — «что не устроило на сайте?».

Для получения информации о поведении пользователей на вашем сайте по пунктам 1-4 рекомендую подключить в Яндекс.Метрике — «вебвизор», который покажет в записи все действия пользователей. И уже на основе полученных данных по вебвизору и ответов от пользователей, можно корректировать сайт.

Технические факторы, которые могут повлиять на продвижение

технические факторы продвижения сайта

Есть много технических факторов, которые влияют на SEO-продвижение, здесь я укажу основные.

— Наличие мобильной версии и адаптивной вёрстки.

Валидность кода и кроссбраузерность. Валидность кода можно проверить в сервисе Markup Validation Service, а кроссбраузерность digital.ai Для проверки в сети можно найти разные сервисы.

— Наличие SSL-сертификата позволяет обеспечивать безопасную передачу информации по протоколу https между пользователем и сайтом в сети. Поисковые системы доверяют больше сайтам, где установлен SSL-сертификат.

— Файл robots.txt и файл карты сайта — sitemap.xml помогают поисковым системам находить и индексировать страницы вашего сайта. Правильно настроенные файлы – это залог успеха в продвижении.

Настройки URL страниц сайта через ЧПУ («человеко-понятный урл»), которые могут влиять на продвижение.

Например, в URL при использовании ЧПУ можно включить транслитерированные вхождения продвигаемых запросов (чаще используется на англоязычных сайтах для поднятия высококонкурентных запросов).

— Проверяем сайт на наличие дублей страниц. Некоторые CMS системы могут создавать страницы с www и без, а также дублировать страницы, для поисковых систем это разные URL с одинаковым контентом. Это может плохо сказаться на ранжировании сайта.

Для всеобщего понимания существует два вида дублей:

  1. Полные дубли, где страницы идентичные по содержанию, но различаются между собой разными URL.
  2. Нечеткие дубли, где страницы на сайте не полностью идентичны, имеют разные URL, но содержат большое кол-во похожего контента.

— Использование canonical для страниц дублей. Одна из частых проблем, которая встречается при разработке интернет-магазинов и каталогов продукции, когда появляется одинаковая информация в разных разделах и на страницах сайта.

Например, в интернет-магазине продается похожий товар, который имеет одинаковое техническое описание, но отличается только по цвету либо используемому материалу. В таких случаях, чтобы избежать дублей одинаковых по смыслу страниц используют атрибут Canonical, который позволяет указать поисковым роботам на приоритетные для индексирования страницы. Остальные похожие по содержанию страницы будут считаться вариацией и в этом случае не будут являться дублем.

— Микроразметка Schema.org. Технология позволяет улучшить представление сниппета вашего сайта в результатах поиска. Например, через микроразметку можно передать поисковым системам не только информацию о товаре, но и стоимость, технические характеристики товара, артикул, наименование производителя и другие параметры.

Отсутствие favicon на сайте, не является серьезной технической ошибкой, но влияет на кликабельность сниппета в поисковой выдаче и поведенческим факторам. Некоторые браузеры подставят стандартную иконку в поиске, но лучше, когда иконка будет уникальна.

Техническая оптимизация – настройка статус-кодов

настройка статус-кодов

В технической оптимизации настройка статус-кодов играет важную роль для полноценной индексации сайта. Достаточно часто отдача статус-кода на сайте может происходить некорректно.

Для примера возьмем опубликованные страницы на сайте, которые будут отдавать код 404, для поисковых систем они будут считаться как недоступные. Может возникнуть другая проблема — это присвоение кода 200 к несуществующим страницам на сайте. Чтобы устранить такие проблемы необходимо произвести настройку статус-кодов в файле .htaccess.

Отсутствие на сайте ошибок 404. Такие ошибки появляются, когда пользователь заходит по битой ссылке на несуществующую страницу.

Наличие битых ссылок может негативно отобразиться на позициях сайта в поисковой выдаче. Такие ссылки засоряют сайт и негативно влияют на индексацию. Убрать ошибки можно с помощью редиректа 301.

— Перенаправление (301 и 302). Некорректное перенаправление может восприняться поисковыми системами как искусственный прием, который часто используется в черном SEO, чтобы занять лучшие позиции в выдаче.

Значение статус-кодов

  • 200 — страница открыта сервером для индексации поисковым роботом.
  • 301 — постоянное перенаправление, которое указывает поисковому роботу, что запрашиваемая страница не существует, но есть страница, на которую идет перенаправление в виде редиректа.
  • 302 — временное перенаправление (например, до окончания разработки сайта). Основная задача данного редиректа — это сохранить прежнюю страницу в индексе, не передавая ее вес.
  • 404 — страница не найдена. Поисковые системы считают такую страницу как несуществующую и не индексируют.
  • 503 — сервер временно недоступен (такая ошибка указывает, что есть нагрузка на серверную часть, где находится сайт).
  • 500 — внутренняя ошибка сервера (обычно такая ошибка возникает, если сервер сталкивается с некорректной работой сайта).

Вывод

Техническая оптимизация сайта является важным этапом, имеет большой объем работ, который проводится единоразово специалистами до начала продвижения ресурса. Пренебрегать и игнорировать не стоит, достаточно допустить на сайте одну серьезную техническую ошибку и все ваши труды в продвижении можно свести на ноль.

А на вашем сайте проведена техническая оптимизация?
Да
33.33%
Нет
66.67%
В первый раз слышу
0%
Проголосовало: 3
Опубликовал(а) Андрей Титовец
Делюсь своим 20 летним опытом и знаниями в таких областях как разработка и продвижение сайтов, копирайтингу, интернет-маркетингу и рекламе.
Предыдущая запись
Внутренняя оптимизация сайта, чек-лист подготовки к продвижению
Следующая запись
Поведенческие факторы ранжирования сайта в Яндекс и Google, руководство
Андрей Титовец
SEO услуги продвижения сайтов
Вы можете задать свой вопрос и получить быстрый ответ через мессенджеры